ГБОУ "ССШИСОО"
улус Сорок
  • Обеспечение учащегося учебниками

    Музыка

    Критская Е.Д., СергееваГ.П.,Шмагина Т.С.

    Музыка 6 класс
    Музыка

    ФГОС ООО.

    Личностные результаты:
    -Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
    - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
    -  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
    - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
    -  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
    -  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
    - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
    Метапредметные результаты:
    - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
    - Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
    - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    - Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
    -  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
    - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
    - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
    - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
    - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
    Предметные результаты:
    - Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
    - Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
    - Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;
    -  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
    - Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

    Музыка

    Критская Е.Д., СергееваГ.П.,Шмагина Т.С.

    Музыка 7 класс
    Музыка

    ФГОС ООО.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
    •    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
    •    уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    •    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    •    сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    •    сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
    •    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    •    овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
    •    умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
    •    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
    •    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    •    овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    •    формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    •    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    •    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
    •    овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    •    использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
    •    умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    •    умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    •    осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
    •    сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    •    сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
    •    овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
    •    овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    •    знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
    •    •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    •    понимание образной природы искусства;
    •    •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
    •    применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    •    способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
    •    умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
    •    выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
    •    усвоение названий ведущих художественных музеев России
    •    и художественных музеев своего региона;
    •    умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
    •    способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
    •    способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    •    умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
    •    освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
    •    овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
    •    умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
    •    умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
    •    изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
    •    способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
    •    умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
     
     

    Музыка

    Критская Е.Д., СергееваГ.П.,Шмагина Т.С.

    Музыка 8 класс
    Музыка

    ФГОС ООО.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
    •    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
    •    уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    •    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    •    сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    •    сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
    •    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    •    овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
    •    умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
    •    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
    •    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    •    овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    •    формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    •    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    •    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
    •    овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    •    использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
    •    умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    •    умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    •    осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
    •    сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    •    сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
    •    овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
    •    овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    •    знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
    •    •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    •    понимание образной природы искусства;
    •    •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
    •    применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    •    способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
    •    умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
    •    выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
    •    усвоение названий ведущих художественных музеев России
    •    и художественных музеев своего региона;
    •    умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
    •    способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
    •    способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    •    умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
    •    освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
    •    овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
    •    умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
    •    умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
    •    изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
    •    способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
    •    умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
     
     

    Буряад хэлэн

    Патаева В.Д., НанзановаО-Х.Н.

    Родной язык 9 класс
    Буряад хэлэн

    ФГОС ООО.

    Россин эрдэм hуралсалда шэнэ шэглэлнүүдэй нэбтэрэн орожо, бэелүүлэгдэжэ байгаа мүнөө сагта Байгалай регионой hуралсалай эмхинyyдтэ буряад хэлэ бэшэг шудалгалгада гyнзэгы анхарал хандуулагдана. Буряад Республикада, Агада ба Усть-Ордада, Улаан-Yдэ хотын hургуулинуудаар тyрэлхи хэлэеэ, буряад арадайнгаа оюун бодол, еhо заншал, соел гэгээрэлые hэргээхэ, хyгжөөхэ, дэлгэрyyлхэ талаар hyyэй жэлнyyдтэ ехэ ажал хyдэлмэри ябуулагдажа байна.
              1992 оной июниин 10-да баталагдаhан «Буряад Республикын арадуудай хэлэнүүд тухай» Хуулиин ёhоор буряад хэлэнэй гүрэнэй хэлэнүүдэй нэгэн болоод байхадань, тус хэлэндэ олониитын, арад зоной, тэрэ тоодо залуушуулай, hурагшадай хандалга нилээд гүнзэгырнэ. Тиимэhээ  багшын үүсхэлдэ, зохеохы ажалда үргэн харгы гаргагдана.
             Россин эрдэм hуралсалда шэнэ шэглэлнүүдэй нэбтэрэн орожо, бэелүүлэгдэжэ байгаа мүнөө сагта Байгалай регионой hуралсалай эмхинүүдтэ буряад хэлэ бэшэг шудалгалгада гүнзэгы анхарал хандуулагдана.  
            Буряад хэлэнэй багшанарай, хyмүүжүүлэгшэдэй урда табигдаха шухала зорилгонууд:
              - ургажа ябаа залуу үетэндэ эрдэм болбосоролой үндэhэ hууриие гүнзэгыгөөр ба бата бэхеэр үгэхэ;
              - hурагшадые Буряад республикын гүрэнэй аман ба бэшэгэй хэлэтэй болгохо;
              - ниитын болон ажахын хэрэгтэ түрэлхи хэлэеэ хэрэглүүлжэ hургаха;
              - арадайнгаа түүхэ, аман зохеолойнь баялиг, ёhо заншал, соёл болбосорол – эдэ бүгэдэндэ түшэглэн, тэдэниие hургажа, хyгжөөжэ, хүмүүжүүлжэ, буряад үндэhэ яhатанай гүнзэгы мэдэрэл бүрилдүүлхэ.
              Тус зорилгорнуудhаа дулдыдан, буряад хэлэ заажа байhан багшанарай урда иимэ шухала эрилтэнүүд табигдана:
              1. Нэн тyрүүн түрэлхи хэлэеэ заажа байhан багша хадаа өөрөө хэлэ бэшэгэй талаар үндэр хэмжээнэй эрдэм мэдэсэтэй, болбосорол ехэтэй, хэлэ бэшэгэй эрдэмэй, тэрэ тоодо буряад хэлэнэй саашанхи хүгжэлтын гол зорилгонуудые гүнзэгыгөөр ойлгохо ёhотой;
              2. Һурагшадай эрдэм мэдэсын эрилтэнүүдэй стандарт ба программа шудалжа, багша буряад хэлэ заалгые тyсэблэхэ;
              3. Һуралсалай жэлэй эхиндэ багша класс бүхэндэ hурагшадай мэдэсэ шадабариин хэмжээе элирүүлхэ зорилготойгоор хэдэн ондоо түхэлэй шалгалтын хүдэлмэринүүдые дүүргүүлхэ: грамматическа даабаринуудтай диктантнуудые, зохёолго ба найруулгануудые бэшүүлжэ, тестнүүдые дүүргүүлжэ, анкетэнүүдэй асуудалнуудта харюусуулжа болохо; аман шалгалта үнгэргэхэ; үзэгдэhэн темээр шалгалтын асуудалнуудта харюунуудые шагнаха; хөөрэлдөө эмхидхэхэ болон бусад эдэ даабаринуудые дүүргэлгын дүнгүүд hурагшадай мэдэсэ, шадабари, хүгжэлтые гү, али программын эрилтэнүүдhээ гээгдэлхэ зүбөөр гэршэлдэг. Эндэhээ уламжалан, багща класс бүхэндэ hурагша бүхэнтэй hуралсалай жэл соо хэхэ ажалаа багсаан эмхидхэхэ.
              4. Һурагша бүхэнэй эрдэм мэдэсын хэмжээн адли бэшэ, тиимэhээ хэшээлэй алишье шатада hурагшын мэдэсын хэмжээндэ тааруугаар даабаринуудые дүүргүүлхэ.
              5. Һурагшадые hургаха, хyгжөөхэ, хүмүүжүүлхэ зорилгонууд түрэлхи хэлэнэй, уран зохёолой хэшээлнүүдтэ нягта холбоотойгоор элдэб онол аргануудаар, жэшээлхэдэ: интегрированнэ аргаар гэхэ гү, али заагдажа байгаа предмедүүд хоорондын харилсаанай аргаар бэелүүлэгдэхэ ушартай. Эндэ 2006, 2011 онуудта гараhан «Буряад хэлэнэй сахим hураха ном» (электронно ном) доторхи тон баян, хэрэгтэй материалнуудые зүбөөр бэе бэетэйнь тааруулан холбожо шадабал, багшанарташье, hурагшадташье нилээд аша үрэтэй ба hонирхолтой байха.
              6. Хэлэлгын культура (соёл) дээшэлүүлхэ, гүнзэгырүүлхэ, зохёохы ба холбоо хэлэлгэ хүгжөөлгын хүдэлмэринүүдые хэшээлэй алишье шатада хараалха, түсэблэхэ.
              7. Һурагшадые hургалга, хүгжөөлгэ, хүмүүжүүлгын зорилгонуудые сагай эрилтэдэ таарамаар бэелүүлхын тула, буряад хэлэ ба уран зохёол заажа байhан багшанар өөрынгөө эрдэм мэдэсые, дүй дүршэлые саг үргэлжэ дээшэлүүлжэ, методикодо, психологидо ба дидактикада бии боложо, хэблэгдэжэ байдаг эрдэмтэдэй, шэнэдхэгшэ багшанарай шэнжэлэлгын хүдэлмэринүүдые, шэнэ дурадхалнуудые ба түрүү дүй дүршэл үзэжэ, шүүмжэлжэ, ажал хүдэлмэридөө нэбтэрүүлжэ байха.
              Зорилгонууд
    1.  Һурагшадые литературна хэлэндэ hургалга.  Абяануудые зүбөөр үгүүлхэ, үгэнүүдэй лексическэ удхые зүб ойлгохо, удхын сохилто зүбөөр хэрэгдэхэ дадалтай болгохо. Мэдүүлэл соо хэрэглэгдэhэн үгэнүүд hуури байраяа зүбөөр олоhон, удхынгаа талаар бэе бэетэеэ зүбөөр холболдонхой байха ёhотой. Нютаг хэлэнэй онсо илгаануудта анхаралаа хандуулха: алибаа нютагта тус үгые гү, али абяае иигээд үгүүлдэг, харин литературна хэлэндэ иимээр үгүүлдэг гэжэ зэргэсүүлэн ойлгуулха шухала.
    2. Һурагшадай үгын нөөсые арьбажуулга ба мэдүүлэл зохёолгые хүгжөөлгэ. Уран зохёол, сонин, сэтгүүлнүүдые уншадаг hурагшын хэлэн тодо сэбэр, үгэ баянтай, мэдүүлэлнүүдые зүбөөр найруулха дадалтай байдаг. Хүшэр удхатай үгэнүүдые ойлгуулжа хэрэглүүлхэ шухала, словарна хүдэлмэри хэшээл бүхэндэ эмхидхэгдэжэ байха ёhотой. Хэрбэеэ hурагшада ойлгогдосогүй үгын байбалнь, «Буряад хэлэнэй сахим hураха ном» соо «Толи» гэhэн бүлэг нээбэл, багшанарай ба hурагшадай хэрэглэхэ 14 зүйлэй толинуудые ашаглан, хэрэгтэй үгэнүүдэй зүб бэшэлгэ, оршуулга, тайлбаринь олдохо аргатай.
              3. Холбоо хэлэлгэдэ hургалга. Буряад хэлэ заалгын гол зорилгонуудай нэгэн – хүнүүдэй хоорондоо харилсаха арга боломжо гүнзэгырүүлгэ, hанал бодолоо зүбөөр, үгэ баянтайгаар дамжуулха шадабари хүгжөөлгэ. Энэ шадабари болон дадал буряад хэлэнэй, уран зохёолой ба дунда hургуулида үзэгдэжэ байгаа бүхы предмедүүдээр хэшээлнүүдтэ хэлэлгэ хүгжөөхэ элдэб даабаринуудые hурагшадаар дүүргүүлхэдэ бэхижүүлэгдэдэг. Зохёолго болон найруулга бэшэхын тула hурагшад хүдэлмэрингөө сэдэб зүбөөр шэлэн олохо, гол удхыень тодоор ойлгохо, юрын гү, али орёо түсэб зохёожо шадаха дүршэлтэй болохо ёhотой. Үгэнүүдэй удхые, тэдэнэй холбоое, хэлэлгын уран аргануудые зүбөөр хэрэглэхэ. Оролто хубияа – шухала хубида, түгэсхэлдэ гуримтайгаар шэнжэлэн орожо, зохёолгоёо бэшэхэ

    Русский язык

    Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А Д.

    Русский язык

    ФГОС ООО.

    Программа для 8 класса по учебному курсу «Русский язык», авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н.М.Шанский.
     Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.                                                                                                                          
    Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.        Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.        Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализует в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).      Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать сои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.      Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
      Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.       Концепция, заложенная в содержании учебного материала, связана с физико-техническим профилем лицея и соответствующим контингентом учащихся. Руководящая идея рабочей программы,  таким образом, основана на создании условий для развития творческого потенциала лицеистов, формирования универсальных учебных умений, формирования метазнаниевого учебного поля.

    Русская литература

    Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    Литература 8 класс
    Русская литература

    ФГОС ООО.

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
    эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства
    с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и
    анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
    Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
    •   формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием
    общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
    •   развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
    личности;
    •   постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на
    понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
    искусства с жизнью, историзма;
    •   поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
    художественный текст;
    •   овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
    высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
    3
    •   овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
    планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источни-ков, включая Интернет и др.);
    •   использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, ре-чевом самосовершенствовании.
    Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы
    основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
    •   обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
    •   обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
    •   обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов
    освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и
    детьми с ограниченными возможностями здоровья;
    •   установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и
    соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
    сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
    соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
    •   обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех
    его участников;
    •   взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными
    партнерами;
    •   выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
    здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
    полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель-ного образования детей;
    •   организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
    •   участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в
    проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
    •   включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
    города) для приобретения опыта реального управления и действия;
    •   социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
    психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования,
    центрами профессиональной работы;
    •   сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
    4
    •   воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
    задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его много-национального, поликультурного и поликон- фессионального состава;
    •   формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования,
    переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
    определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
    •   ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных
    действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
    готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    •   признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и учебного
    сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
    •   учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов
    деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей
    их достижения;
    •   разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе
    одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
    признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
    Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами
    мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
    общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
    •   осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
    •   выразительное чтение художественного текста;
    •   различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
    •   ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
    •   заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
    •   анализ и интерпретация произведения;
    •   составление планов и написание отзывов о произведениях;
    •   написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
    •   целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
    •   индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
    Русский язык

    Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., МищеринаМ.А.

    Русский язык 10-11 класс
    Русский язык

    ФГОС СОО.

    Цели, решаемые при реализации программы:
      воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
      овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
      освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных
    нормах русского литературного языка.
    Данные цели обуславливают решение следующих задач:
      овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
    использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
      осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
    средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
      овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели
    деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать   и
    преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
    осуществлять информационную переработку текста и др.);
    3
      развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать  и оценивать языковые факты; овладение на этой
    основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях обще ния,
    нормами речевого этикета;
      обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
      совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной
    деятельности и повседневной жизни.
    Технологии обучения, формы организации образовательного процесса
    В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в
    знаниевой, но и в деятельностной форме.
    В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
    культуроведческая компетенции.
    Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различны е
    источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писате лей.    С
    точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно
    организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средс тв и др.),
    оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соо тносить
    их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.  В рамках классно-урочной формы программа предусматривает проведение
    уроков-лекций, практикумов, уроков комплексного анализа текста, уроков развития речи.
    Русская литература

    Агеносов В.В.

    Литература 11 класс
    Русская литература

    ФГОС СОО.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
    средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
    Программа включает  три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам
    курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.
    3
    Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность
    определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы
    строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской
    литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
    Цели
    Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
    -  воспитание  духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
    современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
    литературе и ценностям отечественной культуры;
    -  развитие  представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста,
    понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
    мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной   речи
    учащихся;
    -  освоение  текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
    теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
    -  совершенствование умений  анализа и интерпритации  литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска,
    систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
    ЗАДАЧИ
    Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
    -  формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от  произведения
    русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
    -  обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской
    литературы;
    -  формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально -обусловленное своеобразие художественных решений;
    -  совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским
    литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
    Буряад литература

    Цыдыпова Б.Д., Балданова М.Р.

    Буряад литература

    ФГОС ООО.

    Тус худэлмэри хадаа 1312 дугаар 2004 оной мартын 9 Россиин Федерациин һуралсалай министерствын тогтоолнууд, 889 дугаар 2010 оной августын 30 хубилагдаан һуралсалай министерствын тогтоолнууд, 1089 дугаар 2004 оной мартын 5-най һуралсалай министерствын захиралта дээрэ ундэһэлжэ зохеогдоһон, творческоор хэрэглэхэ гэһэн удхатайгаар байгуулагдаһан туршалгын программа баримтална.
    Гэхэтэй хамта арадай аман зохеол аман угын, уран һайханай литература бэшэмэл угын искусство, тиимэЬээ уран зохеол зохеоходоо уран хурса, шэмэг удхатай угэ гол тулэб аргануудай нэгэн болоно.
    Нугөө талаһаа, уран зохеол хун тухай, тэрэнэй доторой байдал, хуниие тойрон байһан оршон байдал, байгаали, хунэй ажабайдал, арад зоной ажамидарал г.м. тухай зохеогдоһон байдаг. Бодото юумэнууд, унэн болоһон уйлэ хэрэгууд, бодото байдал уран зохеолой, уран һайханай литературын ундэһэн боложо хэрэглэгдэдэг. Уран зохеолшо бодото байдал дээрэ ундэһэлжэ, тэрэниие һажаажа, ухаан бодолойнгоо хусөөр, һанаагаараа тэрэниие уран гое болгожо, ном соогоо уран һайханаар, гоеор зохеогдоһон байдал бии болгодог, энэ байдалынь унэн бодото байдалда адлирхуу байдаг гэжэ һурагшадта ойлгуулха шухала.
    Уран һайханай литература гу, али уран зохеол шудалан узэлгын гол зорилгонууд гэбэл: уран һайханай литература хунэй, хун турэлтэнэй ажамидаралда тусхай һуури эзэлдэг, тэдэнэй хугжэлтэдэ айхабтар ехэ удха шанартай гэжэ ойлгуулха;
    уран һайханай литература шудалан узэлгэ хадаа турэл арадайнгаа ба бэшэшье арадуудай соел болбосорол, ёһо заншал ойлгожо абалгын тусгаар арга гэжэ ойлгуулха;
    - искусствын этико-эстетическэ компонент байгуулха гуманитарна ойлгосонуудые тайлбарилжа угэхэ;
    - уран зохеол уншаха дуратай болгохо, гое һайханиие наринаар ойлгодог мэдэрэл хумуужуулхэ;
    - бодото байдал, ажабайдал ба искусство, оршон тойрониие зубеер сэгнэжэ, тэдэндэ унэтэй сэнтэйгээр хандахые һургаха;
    - аман ба бэшэмэл хэлэлгэдэ hургаха, тэрэниие хугжээхэ;
    - һурагшад уран һайханай зохеол зубөөр, хусэд дуурэнээр хадуужа абаха, шэнжэлжэ, сэгнэжэ һураха гол тулэб теоретико-литературна, эстетическэ ойлгосонуудтай болохо еһотой.
    Уран һайханай литература зубөөр, хусэд дуурэнээр, гунзэгыгөөр ба өөрынгө
    ажамидаралда туһатайгаар ойлгожо абахын тула литературын теоридо онсо анхаралаа хандуулан, һурагшадые ойлгомжын аппарадтай болгохо. Уран һайханай литературые угын искусство гэжэ шэнжэлэн узэлгэ, текстнуудэй удха зубөөр гаргажа һургалга.
    Энэ программа базова теоретико-литературна ойлгосонууд дээрэ ундэһэлжэ, тэдэниие гол принцип болгон байгуулагдаа. 9 - дэхи класста һурагшадай урда жэлнуудтэ ойлгожо абаһан мэдэсэ, шадабари буридхэжэ ябталагдана ба һурагшадые историко-литературна курс узэлгэдэ бэлэдхэнэ. Ондоогоор хэлэхэдэ, 9 -дэхи класста литература узэлгын нэгэ шата дуурэжэ, нугөө шатада оролгын бэлэдхэл эхилнэ.
    Арадай аман зохеолнуудгуйгөөр литературын асуудалнууд, илангаяа уран һайханай еһо заншал, литературна хугжэлтын, ментальна еһо заншалнууд г.м. хусэд һайнаар ойлгогдохогуй. Гэхэтэй хамта уран һайханай литература хадаа арадай аман зохеолой ургэлжэлэл гэжэ хэлэхэдэ болоно.
    Туд программа бэелуулхэдээ, ойлгожо абаһан мэдэсыень шалгахадаа коммуникативно¬творческо ажалнуудые унгэргэхэ: творческо(зохеон байгуулгын) мастерской, практикум, даабари, шэлэжэ абаһан зохеолоо бэеэ даагаад анализ хэлгэ, дун гаргалгын уншагшадай рецензии и г.м.

    Окружающий мир

    Плешаков А.А.

    Окружающий мир

    Школа России. ФГОС НОО.

    Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
    естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
    планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
    Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
    психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
    плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
    планированию.
    Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
    начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
    действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
    формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей
    младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования
    УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается.
    С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции
    регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и
    доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными
    средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в
    специальном разделе — «Совместная деятельность».
    Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
    также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
    Технология

    Роговцева Н.И., БогдановаН.В., Фрейтаг И.П.

    1 класс
    Технология

    Школа России. ФГОС НОО.

    Программа по учебному предмету «Технология» включает: пояснительную записку, содержание
    обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое
    планирование.
    Пояснительная записка отражает общие цели  и задачи изучения предмета, характеристику
    психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
    плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
    планированию.
    Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных учебных
    действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть
    достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей
    обучающихся начальных классов. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
    формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
    только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный
    раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности
    строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция,
    самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и
    коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их
    перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
    Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
    также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
    Технология

    Роговцева Н.И., БогдановаН.В., Фрейтаг И.П.

    2 класс
    Технология

    Школа России. ФГОС НОО.

    Место курса «Технология» в учебном плане
    На изучение технологии   отводится 1 ч в неделю - 34 ч  (34 учебные недели),
    К концу обучения во 2 классе будет обеспечена го¬товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, на-чальной технологической подготовки, которые включают:
    Предметные результаты
    1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

    Знать (на уровне представлений):
    об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
    о гармонии предметов и окружающей среды;
    профессиях мастеров родного края,
    характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

    Технология

    Синица Н.В., Симоненко В.Д.

    5-8 класс
    Технология

    ФГОС ООО.

    Данная рабочая программа по технологии 5-8 классовсоставлена на основе следующих документов:
    1.  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 г.
    2.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства
    образования и науки РФ от 17.12.2010 пр.№1897 (с учётом изменений, утверждённых приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577)
    3.   Примерной программы по технологии для основного общего образования.
    4.  Учебного  плана  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Сорокская сойотская школа-интернат  среднего общего
    образования», утверждённого приказом директора школы от 31.08.2019 г. № 91.
    5.  Приказа Министерства образования и науки РФ от 28 декабря № 345   «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию
    при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
    общего образования».
    6.  Положения  «О рабочей программе педагога»  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  «Сорокская сойотская
    школа-интернат среднего общего образования», утверждённого приказом директора школы от 31.08.18 г. № 87.
    7.  Программы для 5-8 классов по учебному курсу «Технологии» автора В.Д Симоненко. Н.В Синица
    Технология

    Симоненко В.Д., Электов А.А., Елисеева Е.В., Богатырёв А.Н.

    10-11 класс
    Технология

    ФГОС СОО.

    Образовательная область "Технология" - составная часть содержания среднего образования, обеспечивающая учащимся
    необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения и адаптации к
    современным условиям.
    В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки обучающихся в технологическом образовании,
    которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи.
    Обучение ставит своей целью не просто передачу обучюащимся некоего запаса знаний, но и формирование мотивированной к
    самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу —
    компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть
    сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы
    подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
    В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников
    гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе
    отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые
    качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как
    необходимого элемента будущего профессионального труда.
    Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию,
    планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную
    литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные
    сведения и использовать их на практике.
    В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей,
    коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной
    специфики старших классов.
    ИЗО

    Неменская Л.А.

    ИЗО

    Школа России. ФГОС НОО.

    Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального  общего
    образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
    программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
    образования.
    Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам
    освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
    Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной
    культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического  отношения к явлениям
    действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития
    творческого потенциала учащихся.
    Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
    активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
    понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
    ИЗО

    Неменская Л.А.

    ИЗО

    Школа России. ФГОС НОО.

    Место учебного предмета в учебном плане
    На изучение предмета во 2 классе отводится 1 ч в неделю — 34 ч в год.
    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
    процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
    - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении
    к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
    - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководство м
    учителя;
    - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
    - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
    данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
    познавательной и практической творческой деятельности:
    - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
    изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
    - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находит ь варианты решения
    различных художественно-творческих задач;
    - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
    закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
    - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
    декоративной (народные и прикладные виды искусства);
    - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    - понимание образной природы искусства;
    - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
    искусства;
    - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    - освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
    - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
    - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
    - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
    создавать свою самобытную художественную культуру;
    - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
    понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
    - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
    изобразительного искусства и традиционной культуры;
    - способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
    - умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
    - выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
    -умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего м ира
    человека.
    ИЗО

    Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Павлова Г.В.

    ИЗО

    ФГОС ООО.

    Целью данного курса является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Задачами являются формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Физкультура

    Школа России. ФГОС НОО.

    Рабочая программа начального общего образования по физической культуре составлена на основе
    требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
    образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
    общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
    программе воспитания (одобрена решением   )
    При создании программы учитывались потребности современного российского общества в
    воспитании здорового поколения, государственная политика с национальными целями увеличения
    продолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры, представляющая
    закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и
    качественное образование в  части физического воспитания, физической культуры детей дошкольного
    и начального возраста определяет образ жизни на многие годы.
    Основными составляющими в классификации физических упражнений по признаку исторически
    сложившихся систем физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
    Буряад хэлэн

    Будаин Б.Б., Будаин С.Г.

    Родной язык 5 класс
    Буряад хэлэн

    ФГОС ООО.

     Тус программа гүрэнэй Федеральна стандарт, Буряад Республикын Һуралсалай болон эрдэм ухаанай министерствын туршалгын программа дээрэ үндэhэлэгдэнэ. Буряад дунда hургуулида түрэлхи литература hуралсалай предмет болгогдожо, үзэгдэжэ байдаг гээшэ. Энэ программа мүнѳѳ үеын ФГОС баримталан, 5-дахи классай «Бэлиг» хэблэлээр гараһан Б. Б.Будаин, С.Г. Будаинай зохёоһон «Буряад хэлэн» гэһэн номдо тааруулагланхай.

    Программын шухала зорилгонь хадаа:

        Һурагшадай түрэлхи хэлэ үзэлгэ хадаа оршон тойронхи байдалые ойлгоходонь, мүн ород хэлэ болон бэшэшье предмедүүдые үзэхэ хэрэгтэнь ехэ туһа хүргэдэг. Гадна һурагшадые болбосоруулха, хүмүүжүүлхэ хэрэгтэ туһалха арга боломжотой. Ушар тиимэһээ түрэлхи хэлэнэй үүргые саашань улам дээшэлүүлхэ, энэ предмет заалгые, хэшээл бүхэнэй үрэ дүнгые һайжаруулха шухала.

    2. Багшын шухала зорилгонуудай нэгэниинь хадаа һурагшадые алдуугүйгөөр, зүбөөр бэшүүлжэ һургаха болоно. Бэшэгэй дүримүүдые, сэглэлтын тэмдэгүүдые үзэхэдөө, һурагшад зүбөөр ойлгоод, тэдээнээ алдуугүйгөөр хэрэглэжэ һураха ёһотой.

    3. Түрэлхи хэлые литературатайнь нягта холбоотойгоор зааха хэрэгтэй. Тиихэдээ литературын хэшээлдэ үзэһэн уран зохёолой хэлэ, найруулга, холбоо үгэнүүд, оньһон болон хошоо үгэнүүд, зэргэсүүлгэнүүд, зохид мэдүүлэлнүүд, богонихон текстнүүд гэхэ мэтые буряад хэлэнэй хэшээлнүүдтэ үргэнөөр хэрэглэхэ шухала.

    4. Түрэлхи хэлэ, литературын хэшээлнүүдтэ хэлэлгэ хүгжөөлгэ хараалагданхай. Тиимэһээ найруулга болон зохёолго бэшэлгэ, хөөрэжэ һургалга гэхэ мэтэ хүдэлмэринүүд дүүргэгдэхэ ёһотой.

    5. Буряад хэлэ үзэлгэ бэшэ предмедүүдые үзэлгэтэй нягта холбоотой. Жэшээлхэдэ, буряад хэлэндэ түшэглэн, ород хэлэнэй олон ойлгосонуудые һурагшадта ойлгуулжа, хоёрдохи хэлэндэнь һургаха зэргэтэй.

    6. Ургажа ябаа үетэндэ эрдэм болбосоролой үндэһэ һууриие гүнзэгыгөөр ба бата бэхеэр үгэхэ, тэдэниие ажал дээрэ хэрэглэхэ, дадал шадабаритай болгохо, хүгжэлтын юрэнхы үзэл бодолтойгоор хүмүүжүүлхэ.

    Буряад литература

    Будаев С.Д. Жанчипова Ц.С. Митупова Д.Х.

    Буряад литература

    ФГОС ООО.

    Тус хүдэлмэри Россиин Федерациин Һуралсалай стандартда үндэһэлжэ, С.Д Будаев,

    Ц.С.Жанчипова, Д.Х.Митупова гэгшэдэй зохёоһон «Буряад литература» хрестомати, методическа дурадхалнууд, ажалай дэбтэр баримталан, 5-дахи класста ажалай программа зохёогдобо.

    Литература үзэлгэдэ 70 час үгтэнэ.

           Уран hайханай литература гү, али уран зохеол хүнэй, хүн түрэлтэнэй ажамидаралда тусхай hуури эзэлдэг, тэдэнэй хүгжэлтэдэ айхабтар ехэ удха шанартай. Уран hайханай литертура шудалан үзэлгэ хадаа түрэл арадайнгаа ба бэшэшье арадуудай соел болбосорол, еhо заншал ойлгожо абалгын тусгаар арга болоно ха юм.

            Буряад литературын дээжэ болоһон, үхибүүдэй наһанда таарамжатай һонин зохёолнууд программада оруулагдажа, буряад хэлэндээ, уран зохёолдо дурлал татаха, һайн уншагшые, һайхан сэдьхэлтэй хүниие хүмүүжүүлхэ гол шухала зорилго табигдана. Программын онсо илгаань гэхэдэ, ганса арадай болон уран зохёолшодой зохёолнуудые үзэхэ бэшэ, харин һурагшадые ѳѳһэдыень зохёохы ажалда ехээр хабаадуулан, тэдэнэрэй бэлиг шадабари хүгжѳѳхэ зохёохы хэшээлнүүд, һурагшадай мэдэсэ шалгаха тестнүүд, һонирхолтой наадан- хэшээлнүүд зохёол бүхэндэ шахуу үгтэнэ.

    Уран  уншагшые  хүмүүжүүлхын  тула  иимэнүүд  зорилгонуудые  бэелүүлхэ  ёһотой  болоно: зохёолдо  авторай  ба  уншагшын  хараса  байдаг  гэжэ  ойлгохо,  һурагша  бүхэн  автор,  уншагша, шүүмжэлэгшэ,  теоретик  болон  хүдэлжэ  һураха.  Урдандаа  һурагшадта  гансал  мэдэсэ  үгэхэ зорилготой  һургуулида  литературын  хэшээлдэ  һурагша  зохёол  уншаад,  иимэнүүд  шадабаритай болохо эрилтэнүүдтэй байгаа:

      - сюжет ойлгохын тула үгтэһэн ушаралнуудые һубарюулан, удхыень гаргажа шадаха;

     - Уран аргануудые мэдэхэ, зохёол соо оложо шадаха г.м.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике